Семинар для учителей

Создано 03.03.2012

 
24 февраля  в Малой Вишере, по благословению Митрополита Новгородского и Старорусскогоо Льва, отделом релизиозного образования и катехизации Новгородской епархии был проведён семинар  для преподавателей общеобразовательных школ, посвященный введению курса "Основы православной культуры".   

 

 


В работе семинара приняли участие: председатель отдела религиозного образования и катехизации - протоиерей Александр Ранне; благочинный Маловишерского округа - протоиерей Дмитрий Шкодник; ведущий специалист отдела религиозного образования и катехизации Ольга Федорова; педагоги школ Маловишерского района.

Основной темой встречи было разъяснение содежания куса "Основы православной культуры" и знакомство педагогов с учебными пособиями.

После семинара протоиерей Александр Ранне дал интервью местной радиостанции "МВ Диапазон", которое мы предлагаем вашему вниманию, уважаемые наши читатели

 -  Хотела бы у Вас спросить, отец Александр, о первой реакции, которая была у ваших слушателей на сегодняшнем семинаре.  Как к нему отнеслись учителя, преподаватели наших маловишерских школ? Как Вы считаете, они восприняли это новшество?

- Мне кажется, что учителя уже много слышали о введении этого предмета в рамках школьной программы. Предмет «История религиозных  культур  и светской этики» содержит в себе определенные модули по выбору - там есть и светская этика, там история религиозных культур, и исламская этика, иудейская, буддийская и, конечно же, православная этика. «Основы православной культуры» - так называется этот модуль. И мы сегодня приехали для того, чтобы побеседовать с учителями, которые хотели выбрать именно этот модуль, которых интересует это направление их работы.

Мне кажется, что восприятие нашего приезда и того, о чем мы сегодня говорили, было очень хорошее и люди как-то с открытым сердцем к этому отнеслись. Во всяком случае, и те вопросы, которые нам потом задавали, показали, что, с одной стороны, учителя рады введению этого курса - ну, по крайней мере,  те, кто там был, на этом семинаре, с другой стороны они, безусловно, обеспокоены. Обеспокоены, прежде всего тем, смогут ли они на достаточно профессиональном уровне преподавать этот предмет, потому что, конечно же, хоть, и есть уже учебник, подготовленный для детей по основам православной культуры, но все-таки у учителей нет специальной подготовки.

А она необходима, потому что, понятно, будут рождаться очень многие сложные ситуации, и на многие вопросы придется отвечать, прежде всего, самим этим педагогам. Вот в этом отношении, мне кажется, и должна проходить работа Русской православной Церкви с учителями, которые собираются проводить эти уроки. Потому что ну кто же еще будет давать рекомендации, советовать учителям с точки зрения именно того содержания, которое имеет наша православная культура?

- Вы считаете, что ситуация в нашей стране назрела для того, чтобы вводить такие дисциплины в общеобразовательных школах?

- Я считаю, что она назрела уже давно. Для этих предметов никогда не бывает рано или вообще не может быть такой ситуации, когда не надо воспитывать людей. В этом смысле, хотелось бы сказать несколько слов по поводу тех модулей по выбору, которые существуют. Ну, я понимаю, что иудейскую культуру, буддийскую, исламскую - наверное, маловероятно, что многие будут выбирать. Это будут единичные факторы. А вот три таких модуля как «История религиозных культур», «Светская этика и «Основы православной культуры» - это как раз, как показывают многие опросы, являются соперничающими, что ли. И в этом смысле я хотел бы, будучи православным священником и размышляя над этим, сказать несколько слов о значении модуля «История религиозных культур».

С моей точки зрения, это очень непродуманное введение этого направления для детей 10-11 лет, потому что, конечно же, в этом возрасте дети еще не могут переработать, усвоить информацию, которая будет поступать им обо всех религиях, которые существуют, хотя бы даже мировых. Шесть, например религий. И все это дети должны вместить в себя и каким-то образом в своей голове и душе разложить по полочкам. Я думаю, что это просто опасно не только с педагогической, но  с психологической точки зрения для воспитания детей.

Боюсь, что специалисты в Министерстве по образованию очень легкомысленно отнеслись к введению такого предмета. Я даже сказал бы, что на самом деле то, чем апеллируют обычно эти люди, говоря о том, что нужно воспитывать в наших детях толерантность или, как говорят обычно, веротерпимость - как-то так говорили до революции - это правильно. Дети должны воспитываться в уважении к другим религиозным воззрениям, и не только религиозным. Но, в то же самое время, заниматься этим надо на таком уровне не в четвертом классе, а в десятом, где ребенок уже сформировался, где он уже получил достаточную информацию об этом, изучая другие предметы: на литературу, историю, где у него уже вырабатывается определенное отношение к определенным моментам. Вот здесь-то как раз ему нужно помочь стать человеком веротерпимым и уважительным. А в десятилетнем, одиннадцатилетнем возрасте такую сложную информацию заставлять усваивать детей мне кажется очень и очень неразумным делом.

Что же касается другого предмета, я имею ввиду «Светскую этику», то я считаю, что этот предмет должен быть среди предметов по выбору. У нас есть, наверное, достаточное количество людей, которые исповедуют атеистические убеждения, которые, в принципе, хотели бы и своих детей воспитывать в в таком духе. Ну что ж, как говорится, «флаг им в руки».  Но, с другой стороны, обращаясь к тем людям, которые считают себя все-таки православными вне зависимости от уровня воцерковленности, я хотел бы сказать, что предмет «Светская этика» никак не может повлиять на именно внутреннее воспитание человека.

Светская этика - это образование определенных поведенческих стереотипов - как должен человек вести себя. Христианская же этика, христианская нравственность предполагает формирование в человеке нравственной мотивации. Я глубоко убеждён, что основная проблема человека российского современного  общества заключается в том, что люди отучены нравственно мотивировать свои поступки.
Конечно, сама проблема воспитания нравственной мотивации очень сложная, и не все люди одинаковыми вырастают, и среди верующих людей попадаются разные люди.  Но, в то же самое время, люди, у которых организован был в детстве какой-то образ идеального, которые имели опыт нравственно мотивировать свои поступки, не только могут иметь возможность дальнейшего развития своей духовной жизни, но кроме того, они будут способны в кризисных ситуациях возвращаться к своим идеалам, для того, чтобы  может быть, начать свою жизнь сначала.

Это будет всегда не окончательный для них кризис, катастрофа, трагедия. Они всегда будут знать, что у них есть возможность каким-то образом переосмыслить свою жизнь, исходя из тех нравственных ориентиров, которые они получат, изучая этот предмет. 

И поскольку сама нравственная культура христианская  является той основной  культурой, которая образовывала, в общем-то, культуру всего российского самосознания и правосознания, поскольку они будут везде встречаться с этими образами - увидев храм, картину, услышав музыку, они всегда будут, так или иначе, сознательно или даже бессознательно к этому обращаться. И это будет основанием, залогом  их возможного возрождения или возрастания.
Вот мне кажется, родители, которые любят своих детей, и которые считают себя православными христианами,  должны, прежде всего, думать об этом и очень ответственно подходить к этим выборам. Потому что еще раз хочу сказать, что предмет носит культурологический характер. Это не предмет вовлечения молодого человека в рамки воцерковленной жизни. Это же предмет, который сообщает определенную информацию о той культуре, в рамках которой развивалось российское общество в течение тысячи лет.

И такая культура совсем не делает человека церковным, она только помогает ему сделать правильный выбор.  А выбор он, когда вырастет, будет делать сообразно своим впечатлениям, сообразно своей собственной воле и своим убеждениям.

Так что я желаю родителям подумать, а может быть некоторым, верующим, и помолиться, чтобы не ошибиться в этом очень важном выборе пути обучения для своих детей.

Joomla 1.6 Templates designed by Joomla Hosting Reviews